Основные причины повышенного расхода масла в автомобильном двигателе

При эксплуатации автомобиля практически каждый водитель рано или поздно сталкивается с проблемой повышенного расхода моторного масла. Это явление профессиональные автомобилисты называют так: «двигатель начал жрать масло». Причины этому бывают разные, но все их можно разделить на две категории – когда с этой проблемой можно справиться самостоятельно, или когда ее нужно решать только с помощью специалистов путем проведения серьезного ремонта моторной группы, а то и полной замены двигателя. Рассмотрим первую категорию и расскажем, как с жором масла двигателем можно справиться самостоятельно и оперативно, а для этого следует определить причины, по которым происходит утечка масла.



Тут следует пояснить, что даже небольшое повышение расхода масла может довольно быстро привести к очень серьезным последствиям. Поэтому за этим процессом необходимо внимательно следить, и при малейших подозрениях нужно выявить причину его появления. Обычно моторное масло в легковой автомобиль доливается после каждых 3-5 тысячи км пробега, и естественный расход на этот период составляет около литра. Уровень масла обычно проверяется с помощью специального щупа, опытные водители стараются такие проверки осуществлять как можно чаще, чтобы устранить возможную проблему в самом начале ее развития и оперативно устранить поломку, пока она не послужила причиной разрушения двигателя. И чаще всего это удается сделать самостоятельно.

Так каковы же основные причины повышенного расхода масла?.

Причина основная – это изношенность двигателя. Если двигатель уже далеко не нов, но время для его капитального ремонта или замены еще не подошло, в нем все равно имеются некоторые достаточно серьезные проблемы, например, износились поршневые кольца, из-за чего между ними и стенками камеры сгорания увеличивается зазор, в который и уходит масло. Это вовсе не значит, что надо обязательно менять кольца, часто увеличенный зазор относительно небольшой и не ведет к необходимости ремонта, но масло уходит, и с этим можно бороться. В магазинах имеются специальные присадки, которые добавляются в моторное масло, и в своем составе они имеют мельчайшие частицы меди. Эти частицы при работе мотора осаждаются на раскаленных трущихся металлических деталях и как бы наращивают их, закупоривая увеличенные зазоры. Присадки эти дорого не стоят, но имеют разное качество, поэтому покупать их нужно только у проверенного производителя, который дает водителям инструкции и рекомендации по использованию своего продукта, гарантируя качество его действия. Присадки эти доливаются в масляный бак при необходимости, однако подходят они не при всех проблемах, взывающих жор масла. Следует точно определить проблему, чтобы использовать именно то средство, которое подойдет лучше всего. Часто все же приходится менять поршневые кольца, особенно маслосъемные, так как при сгорании масла сильно обгорают и их кромки, происходит так называемое закоксовывание колец. Если эту проблему не решить оперативно, то попадающее во все большем количестве в камеру сгорания масло может послужить причиной поломок других элементов двигателя. Поршневые кольца меняются, в принципе, легко, правда, для этого потребуется снять поршни, но эти труды – ничто в сравнении с тем ущербом, который может принести все увеличивающаяся утечка масла.

Вторая по значимости причина повышенного расхода масла в двигателе – это неправильный его выбор. Дело в том, что существует множество видов моторной смазки, и далеко не все из них подходят для любого автомобиля. Все виды масел, используемых в двигателе, имеют совершенно разные характеристики. Таким образом можно понять, что масло, которое подходит, например, для «Жигулей», совершенно не подходит для «Мерседеса». Различается масло не только по составу, но и по вязкости, и по многим другим параметрам. Каждый производитель автомобильных двигателей «затачивает» свой мотор под определенный вид масла, об этом он пишет в инструкции по использованию двигателя. Эти инструкции следует обязательно принимать во внимание, и не использовать для своего автомобиля масло, которое ему совершенно не подходит. Например, слишком жидкое масло обязательно будет просачиваться в камеру сгорания в двигателе, приспособленном под масло более вязкое. Не следует забывать о том, что каким бы качественным само по себе не было минеральное масло, но у него температура кипения гораздо ниже, чем у масла синтетического. Естественно, в этом случае утечка будет весьма существенная, что ничего хорошего двигателю не принесет.

Сплошь и рядом утечка масла происходит не в камеру сгорания, а, так сказать, наружу. Автомобиль – механизм сложный, и утечка может обнаружиться не в самом двигателе, а в механизмах, агрегатах и прочих элементах, обеспечивающих его работу. Например, могут прохудиться уплотнения масляного фильтра, из-за чего может образоваться утечка масла, часто весьма значительная. Особенно часто нужно следить за состоянием колпачков клапанов, которые могут разрушаться от постоянного воздействия на них слишком высоких температур. В двигателе и других рабочих агрегатах имеется множество всяких уплотнителей и сальников, и в любой момент может выйти из строя любой из них, а то и целая группа. Поэтому следует тщательно проверять автомобиль на стоянке – если под ним образуется хотя бы маленькая лужица, то это первый признак того, что «траванул» какой-то сальник, его следует найти и заменить как можно быстрее, а не откладывать это дело на потом. Так же может треснуть картер двигателя, но это уже не та поломка, которую можно ликвидировать своими силами, в этом случае придется менять не только картер, но часто и сам двигатель. Ну, и достаточно широко распространена проблема использования некачественного масла. Очень многие автолюбители не прочь сэкономить на смазке двигателя, и закупают всякие дешевые подделки, совершенно не понимая того, что тем самым оказывают мотору своего автомобиля очень плохую услугу. А кто-то вообще не придает этой проблеме должного значения, и покупает масло «по случаю», в весьма сомнительных местах. На автомобильном рынке сегодня появилось очень много подделок, которые имитируют продукт авторитетных брендов, и часто новичку трудно разобраться в том, где подделка, а где фирменная смазка. Поэтому первый совет в этом случае – приобретать необходимые материалы только в фирменных магазинах. Если же имеется сомнение, то следует обращать внимание на упаковку – форма канистры с маслом и этикетки должны полностью соответствовать тому, что публикуется на сайтах производителей. Но и это не избавит от подделки, поэтому при покупке обязательно следует требовать от продавца сертификат на продукт, кроме того, он должен иметь разрешение фирмы-производителя на представительство. Если же таких документов нет, это 100% свидетельствует о том, что продавец предлагает подделку. Также в качестве причины повышенного расхода моторного масла можно считать и неправильную эксплуатацию автомобиля. Дело в том, что минимальный расход масла осуществляется только при ровной езде, без неоправданного повышения оборотов, без использования агрессивного стиля езды. Мало того, на ровной трассе расход масла значительно ниже, чем при езде в городе, с его перекрестками, светофорами, пробками, когда автомобилю постоянно приходится тормозить, газовать, маневрировать. Профессиональные водители этот момент также учитывают, потому предпочитают прокладывать свои трассы там, где подобных вещей можно избежать. Молодые автолюбители, начинающие автомобилисты порой даже не имеют представления о том, что наплевательское отношение к стилю вождения способствует повышению расхода масла не только в силу, так сказать, естественных причин, но и из-за более быстрого износа двигателя и отдельных его частей, потребляющих моторную смазку. В заключение следует сказать, что выше были описаны только те проблемы, с которыми любой автомобилист может справиться самостоятельно, если вовремя их обнаружит. Но если причина утечки масла не найдена даже при тщательном осмотре, то это может свидетельствовать о какой-либо скрытой поломке, которую могут найти и исправить только опытные специалисты. Поэтому любой ответственный автомобилист не станет игнорировать скрытую поломку, а тем более он не будет пытаться справиться с проблемой, которая ему явно не по зубам. Он прекрасно понимает, что лучше заплатить деньги специалистам в авторитетной автомастерской, чем потом тратиться на гораздо более дорогостоящий ремонт, а то и замену самого двигателя.